Мечта Илона рушится: почему Starlink не взлетел

Холодной звёздной ночью, прижимая к ладоням чашку горячего чая, я стоял у своего нового телескопа, который неспешно наводился на туманность Ориона. Вокруг сквозь кустарник шныряли лисы, и в этом моменте было что-то почти медитативное — до тех пор, пока я не взглянул на первые снимки. Вместо космического шедевра передо мной были десятки уродливых световых полос. Это был мой первый опыт со Starlink в 2022 году — и с тех пор я его ненавижу. Сегодня я, как и тысячи других недовольных, чувствую своего рода моральное удовлетворение: Starlink, похоже, обречён. И, возможно, он потянет за собой в пропасть саму SpaceX.

Позвольте объяснить.

Зачем вообще существует Starlink?

Если говорить просто, он был создан, чтобы оправдать существование Starship.

Маск мечтает, чтобы запуски Starship обходились всего в 10 миллионов долларов и чтобы ракета запускалась достаточно часто, чтобы обеспечивать собственные миссии на Марс. Но чтобы достичь этих амбиций, нужно огромное количество запусков в год. А такого спроса на рынке просто нет. В мире чуть больше 150 клиентов, которым нужны ракетные запуски, и большинство из них запускают спутники раз в несколько лет.

Решение? Создать собственный спрос. Так появился Starlink — глобальный интернет через спутники на низкой околоземной орбите (LEO), требующий десятки, а скоро и сотни запусков ежегодно. Это должно было не только поддержать нужное количество запусков, но и приносить прибыль. План выглядел гениально — на бумаге.

И всё действительно шло по плану…

В 2023 году Starlink заявил, что «вышел в ноль» — несмотря на то, что строился на базе дорогой и относительно небольшой ракеты Falcon 9. База пользователей быстро росла, доходы почти удвоились и достигли $7.7 млрд. Более того, ожидалось, что в 2024 году доход снова удвоится — благодаря крупным контрактам.

Но ключевое слово — «ожидалось».

Всё пошло не так — из-за самого Маска

Так же, как потребители начали массово бойкотировать Tesla за откровенно экстремистские заявления Илона, крупные клиенты начали отворачиваться от Starlink.

Американские авиакомпании отказались от Starlink как поставщика бортового интернета, хотя речь шла о сотнях миллионов долларов в год. Провалилась сделка с Онтарио на $100 млн — её заморозили из-за таможенных пошлин, связанных с политикой Маска и Трампа. Миллиардер из Мексики Карлос Слим отменил потенциальные контракты с Starlink на сумму $7 млрд, после того как Маск попытался его публично опорочить. В Италии оппозиция сорвала сделку на $1.6 млрд, сославшись на угрозу национальной безопасности. И это не удивительно — ведь Маск уже грозился отключить Starlink на Украине, где армия критически зависит от этого сервиса.

Польша, которая платит $50 млн в год за украинский трафик Starlink, пригрозила разорвать контракт, если Маск отключит спутники. А Евросоюз, не дожидаясь следующих выкрутасов, уже начал активно вкладываться в альтернативу — европейский проект Eutelsat, который может лишить Маска миллиардов долларов.

Сколько простых пользователей отвернулись от Starlink — неизвестно, ведь компания не публичная. Но учитывая массовый бойкот Tesla, можно предположить, что и здесь ситуация плачевная. В результате: не только рост остановился, но и вероятно, что уже в 2025 году выручка начнёт снижаться.

Тем временем Eutelsat наступает

Европейский спутниковый оператор Eutelsat, даже имея всего десятую часть спутников по сравнению со Starlink, предлагает сопоставимое или даже лучшее качество связи. Как? Они используют не только LEO, но и геостационарные спутники как хабы — это расширяет зону покрытия и снижает нагрузку на каждый спутник. А главное — такие спутники живут дольше и требуют меньше затрат на обслуживание.

В итоге, у Eutelsat в разы ниже операционные расходы, а качество — на уровне. Это делает его реальной угрозой для Starlink в Европе и странах-партнёрах ЕС.

Вот что бывает, когда компания строится не для решения реальной проблемы, а чтобы искусственно оправдать нужду в запуске «глупой ракеты»…

И всё это — лишь верхушка айсберга

Скандал продолжился, когда Bloomberg выяснил, что Starlink вовсе не вышел в ноль, как утверждал Маск. Оказалось, что бухгалтерия SpaceX — это не столько наука, сколько искусство. В реальности компания теряет «сотни долларов» на каждом проданном терминале. Причина — Маск занижал стоимость запусков. Даже с Falcon 9, самой дешёвой ракетой на рынке, затраты слишком велики, чтобы проект стал прибыльным.

Хуже того — в отличие от Eutelsat, Starlink нужно постоянно увеличивать количество спутников, чтобы обслуживать новых пользователей и не терять скорость интернета. Каждый спутник имеет ограниченную пропускную способность, а значит, расходы масштабируются вместе с ростом аудитории. То есть, чем больше пользователей — тем больше нужно запусков, а с каждым запуском — больше убытков.

И вот тут появляется Starship — мнимое спасение.

Starship — ещё одна иллюзия

Тестовые полёты Starship показали: проект, скорее всего, был создан ради освоения государственных денег. Маск обещал, что ракета сможет выводить 100 тонн на орбиту, но по факту она не вытягивает и 50. А самое главное — попытки посадить и использовать повторно вторую ступень провалились. А ведь это — ключ к удешевлению запусков.

Все предложения Маска по «решению проблемы» ведут только к снижению полезной нагрузки и ещё большей ненадёжности. Становится очевидно: обещанная «повторно используемая мегаракета» не выдерживает никакой критики.

Если отбросить мечты и взглянуть на цифры — выходит, что Starship, при всех своих недостатках, будет дороже Falcon Heavy на треть. А ведь Falcon Heavy сам по себе был признан слишком дорогим для Starlink…

Вывод? Всё рушится

Чтобы Starlink вообще имел шанс выжить, весь мир должен был бы доверить Маску свои данные, коммуникации и инфраструктуру. И при этом SpaceX должен был бы выполнить все фантастические обещания по Starship. Но на деле Маск каждый день доказывает, что доверять ему нельзя, а запуск за запуском только подтверждают: ракета — фикция, а не технологический прорыв.

Так что, возможно, уже совсем скоро проект, который должен был оправдать существование Starship, а заодно стать будущим SpaceX, исчезнет с радаров. И вместе с ним — иллюзия о непогрешимости Илона Маска.

***

✨ А что думаете вы? ✨

Делитесь мыслями в комментариях — ваше мнение вдохновляет нас и других!

Следите за новыми идеями и присоединяйтесь:

Наш сайт — всё самое важное в одном месте

Дзен — свежие статьи каждый день

Телеграм — быстрые обновления и анонсы

ВКонтакте — будьте в центре обсуждений

Одноклассники — делитесь с близкими


Ваш отклик помогает нам создавать больше полезного контента. Спасибо, что вы с нами — давайте расти вместе! 🙌

Оставьте комментарий