Вечером 16 января жители островов Теркс и Кайкос, должно быть, решили, что наступил конец света: небо озарилось пламенем от падающих обломков. Это была седьмая неудачная попытка SpaceX запустить их печально известный Starship. Верхняя ступень ракеты потеряла управление и взорвалась прямо над этими райскими островами, усыпав их обломками. Для SpaceX это стало серьёзным ударом: ракета, которая уже должна была работать как часы и быть готовой к полноценной эксплуатации, снова подвела. Спустя месяц расследование наконец пролило свет на причину этой катастрофы — и она оказалась настолько нелепой, что хочется схватиться за голову!
Как сообщает издание The Verge, в SpaceX считают, что всему виной стали вибрации, из-за которых в задней части верхней ступени (то есть самого Starship, а не его ускорителя Super Heavy) лопнула топливная магистраль. Это привело к утечке топлива. Через две минуты после отделения и запуска двигателей верхней ступени утечка обернулась пожаром. Огонь распространился так быстро и стал настолько мощным, что система вентиляции, призванная гасить подобные возгорания, просто не справилась. Пламя вызвало резкий скачок давления в задней части ракеты и начало разрушать двигатели. Ещё через две минуты двигатели стали отключаться автоматически, а связь с наземным управлением — что удивительно и недопустимо — оборвалась. Спустя три минуты после потери сигнала Starship запустил программу самоуничтожения и рухнул на Теркс и Кайкос в виде пылающих осколков.
Если вам кажется, что такое не должно происходить с современной ракетой, вы абсолютно правы.
Прежде всего, отключение двигателей или пожар не должны приводить к потере связи. Это базовый принцип избыточности в проектировании, который в SpaceX, похоже, проигнорировали. Но есть и другая проблема: утечки топлива — явление нередкое в ракетостроении, и человечество давно научилось с ними справляться. Ракетное топливо способно просочиться через малейшую трещину, а сложные топливные системы полны уязвимых мест. Поэтому стандартная практика — проводить тщательные предполётные проверки, чтобы выявить и устранить подобные неисправности до того, как они приведут к катастрофе.
Взять хотя бы пример Artemis 1. Запуск этой ракеты несколько раз откладывали из-за небольших утечек топлива. Да, они были мелкими, но могли бы привести к полному провалу миссии. NASA не стала рисковать, устранила проблемы и только потом запустила ракету. В итоге Artemis 1, будучи первым запуском SLS, успешно облетел Луну и вернулся на Землю. А вот Starship после семи попыток до сих пор не может выйти даже на низкую околоземную орбиту.
Но ведь SpaceX утверждает, что утечка произошла из-за вибраций во время полёта, а не на земле, так что предполётные проверки тут ни при чём, верно? Не совсем так. Существуют специальные тесты — вроде анализа избыточного давления в топливной системе или рентгеновского сканирования, — которые должны выявлять даже мельчайшие дефекты. Масштаб утечки на Starship говорит о том, что либо эти проверки не проводились вовсе, либо были сделаны спустя рукава. А если они всё-таки проводились, то это наводит на мысль, что SpaceX экономит на материалах и не закладывает достаточный запас прочности в свои компоненты. Запас прочности — это когда инженеры проектируют детали так, чтобы они выдерживали нагрузки, в разы превышающие ожидаемые. Если этот запас слишком мал, даже чуть более сильная вибрация, чем планировалось, может привести к поломке. И именно это мы увидели с Starship.
Чтобы вы поняли, насколько это позорно для SpaceX, давайте вспомним историю. Более 50 лет назад NASA запускала Saturn V — ракету, почти такую же огромную, как Starship. За шесть лет эксплуатации и 13 запусков она ни разу не подвела. Это при том, что её проектировали с помощью компьютеров, уступающих по мощности современным калькуляторам, используя куда менее точные технологии и материалы, а системы контроля были в разы примитивнее сегодняшних. И всё же инженеры добились того, что Saturn V работал без сбоев даже на этапе испытаний.
По сравнению с высокотехнологичным Starship, Saturn V выглядит как творение первобытных времён, но при этом он был намного надёжнее и полезнее. И тут Илон Маск умудрился сделать всё ещё хуже. Starship задумывался как ракета, способная доставить 100 тонн груза на низкую околоземную орбиту и быть полностью многоразовой. Это на 41,5 тонны меньше, чем у Saturn V, но многоразовость должна была резко снизить стоимость. Однако Маск, похоже, переоценил возможности своих двигателей, и теперь вынужден признать, что текущая версия Starship может поднять лишь 40–50 тонн. И исправить это пока не представляется возможным.
Получается, что даже если Starship начнёт летать, ракета Falcon Heavy от SpaceX будет дешевле в пересчёте на килограмм груза! Более того, если посчитать реальные затраты на запуски Starship, его стоимость доставки килограмма на орбиту оказывается такой же, как у Saturn V полвека назад. Иными словами, NASA 50-летней давности обходит SpaceX по всем фронтам.
Starship — это не просто провал SpaceX, это позор для всей американской космонавтики. Вместо революции мы видим кошмар, сотканный из монополистической жадности и вопиющей неэффективности. Это не только жалкое, но и опасное зрелище. Мы способны на большее — и заслуживаем лучшего.
***✨ А что думаете вы? ✨
Делитесь мыслями в комментариях — ваше мнение вдохновляет нас и других!
Следите за новыми идеями и присоединяйтесь:
• Наш сайт — всё самое важное в одном месте
• Дзен — свежие статьи каждый день
• Телеграм — быстрые обновления и анонсы
• ВКонтакте — будьте в центре обсуждений
• Одноклассники — делитесь с близкими
Ваш отклик помогает нам создавать больше полезного контента. Спасибо, что вы с нами — давайте расти вместе! 🙌