Никому уже не секрет, что проект Starship начал неудачно с самого начала. Компания SpaceX успела потратить на разработку этой сверхтяжёлой ракеты около 10 млрд долларов, но так и не смогла вывести корабль на стабильную орбиту, не говоря уже о доставке полезной нагрузки. Для сравнения: ракета Saturn V, созданная NASA по «дорогим» классическим технологиям 1960-х, обошлась налогоплательщикам примерно в 6,4 млрд при стоимости одного запуска около 1,4 млрд в современных ценах. Иными словами, за те же деньги, что Илон Маск «влил» в неработающий Starship, США отправили астронавтов вокруг Луны на аппарате из прошлого века. Но самое унизительное ещё впереди: недавно SpaceX объявила о причинах последних взрывов Starship — и они оказались куда более постыдными, чем раньше.
Чтобы разобраться во всех тонкостях этой неудачи, вернёмся к середине января, когда состоялся седьмой испытательный пуск Starship. Как и предыдущие запуски, он закончился поражением: вторая ступень не выдержала и разрушилась, не доставив макет полезной нагрузки на орбиту. Да, первая ступень Super Heavy благополучно села — но это скорее пустяк, ведь разгонная ступень никогда не выходит из атмосферы и при посадке имеет гораздо меньшую кинетическую энергию, а значит, задачу выполнила самая простая часть конструкции. К тому же для этого старта использовался «груз» всего лишь в 20 тонн — это лишь 13 % от проектной ёмкости Starship. И благодаря небольшому весу и экономии топлива нагрузка на двигатели и корпус была минимальной.
И всё же пуск 7 потерпел фиаско: из-за сильных гармонических колебаний разорвало топливопроводы, в результате чего вспыхнул мощный пожар, уничтоживший вторую ступень в полёте. Причём это случилось несмотря на то, что инженеры SpaceX заранее усилили и перересурсовали магистрали — казалось, им удалось предотвратить именно подобный сценарий.
В чём же подвох? Дело в том, что Маск и его команда просто переоценили тягу двигателей Raptor. Даже сам Илон признавался, что Starship в реальности может поднять на орбиту менее половины заявленной полезной нагрузки — и это едва ли не оптимистичная оценка. Для того чтобы хоть как-то приблизиться к цифрам, им приходится резать вес конструкции по максимуму и выжимать из двигателей все соки во время старта. Но избыточная нагрузка и перегрев провоцируют сильнейшие вибрации, а они, в свою очередь, разрушают систему подачи топлива и создают идеальные условия для катастрофы.
К мартовскому восьмому испытательному пуску SpaceX попыталась решить проблему по-новому: укрепили узлы, усилили стыки и установили более производительную систему пожаротушения. Однако такой «апгрейд» добавил ракете массу, и макет полезного груза уменьшили до 8 тонн — всего 5 % от проектного показателя. И всё равно вторая ступень снова взорвалась в небе, не долетев до орбиты.
Тот факт, что даже при минимальной нагрузке Starship не способен выдержать пуск, однозначно говорит о его фундаментальной хрупкости. Тогда это было лишь предположение, но теперь SpaceX официально признала причину восьмого провала. Накануне девятого пуска американские инженеры сообщили, что в одном из центральных двигателей Raptor произошёл «flash» — внезапное неконтролируемое возгорание топлива, вызвавшее взрыв, который вывел из строя соседние двигатели и отправил ракету в неконтролируемое вращение до полного разрушения.
Термин «flash» обозначает взрывной характер возгорания топлива там, где оно не должно было гореть: будь то из-за утечки топлива, неправильного соотношения компонентов, резких перепадов давления или перегрева отдельных деталей. SpaceX указала на “аппаратную неисправность” одного из центральных двигателей второй ступени, что косвенно подтверждает наши догадки о слишком тонких стенках, лёгких материалах и экстремальных режимах работы—словом, всё вместе создаёт идеальный фон для катастрофы.
В результате восьмой полёт стал пробой гласности: двигатели вынуждены трудиться за пределами безопасных значений, и никакие доработки прочности не компенсируют избыточные нагрузки. Между слишком тяжёлой конструкцией и одновременной хрупкостью Starship оказался в классическом «ловушке двух противоположностей». Чтобы ситуация изменилась, компания должна была бы создать новый двигатель с совершенно иной производительностью.
Так появился заявленный Raptor 3: двигатель упрощённой конструкции, на 7 % легче и с 21 % большей тягой по сравнению с Raptor 2. Звучит обнадёживающе? Не спешите радоваться. Прежние заявления Маска о тяге уже не раз оказывались преувеличенными, а даже реальный прирост в 21 % не перевесит все потери на усиление упомянутых систем.
Ещё более тревожно выглядит подход к снижению массы нового двигателя: в нём переработана система внутреннего охлаждения таким образом, что якобы отпала необходимость во внешних тепловых экранах и даже в пожаротушении. То есть вместо того чтобы добавить защиты — убрали уже существующую! А затем предложили бросить двигатель в ещё более жёсткий режим, чтобы получить обещанные 21 % тяги.
Иными словами, беззащитные двигатели при этом будут испытывать ещё бóльшие вибрации, утечки топлива, нестабильное давление и неконтролируемое смешение окислителя с горючим. Всё это ещё сильнее увеличит риск «flash»-событий и приведёт к ещё более мощным взрывам — ведь ни тепловых экранов, ни системы пожаротушения уже не останется.
Короче говоря, Raptor 3 не исправит основных недостатков Starship.
9-й пуск состоялся 27 мая 2025 г. — всё та же конфигурация с Raptor 2 и макетом в 16 т. На этот раз Starship впервые выполнил полный рабочий прогрев шести двигателей второй ступени и успешно отделил разгонный блок, но дальше события пошли наперекосяк: Starship не смог открыть створки грузового отсека, утратил управление и при повторном входе в атмосферу развернулся и разрушился, потеряв телеметрию на 46 минуте полёта; первая ступень при посадке осталась без одного двигателя и в итоге была уничтожена в заявленной зоне падения. FAA уже назначила официальное расследование инцидента и приостановила выдачу новых лицензий на запуски до его завершения.
Даже несмотря на частичный технический прогресс — Starship показал способность выдержать полный разгон и сохранить теплозащиту при ускорении — ракета по-прежнему не может безопасно вернуться и быть доработанной для коммерческих полётов. Она уступает по надёжности и стоимости эксплуатации проверенному Falcon 9, который регулярно выводит на орбиту в разы больше полезного груза за гораздо меньшие деньги. Вместо системной, поэтапной инженерной разработки SpaceX продолжает «дорабатывать на ходу», надеясь, что следующая итерация всё же оправдает амбициозные планы.
***✨ А что думаете вы? ✨
Делитесь мыслями в комментариях — ваше мнение вдохновляет нас и других!
Следите за новыми идеями и присоединяйтесь:
• Наш сайт — всё самое важное в одном месте
• Дзен — свежие статьи каждый день
• Телеграм — быстрые обновления и анонсы
• ВКонтакте — будьте в центре обсуждений
• Одноклассники — делитесь с близкими
Ваш отклик помогает нам создавать больше полезного контента. Спасибо, что вы с нами — давайте расти вместе! 🙌